Воскресенье
19.05.2024
04:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт Полиной Елены Михайловны
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [139]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 157

Главная » Файлы » Мои файлы

Конспект занятия Гнев и как с ним справляться
23.02.2014, 22:25
Занятие из раздела «Психологические игры».
Тема «Гнев, и как с ним справляться».

Цель: создание условий для эмоционального осознания своего поведения, формирования адекватных форм поведения и регулирования поведения в коллективе воспитанников среднего школьного возраста, используя игровую деятельность.


Задачи: 
1) Обучающие: 
? способствовать расширению кругозора воспитанников о мире эмоций
? способствовать расширению знаний о функциях гнева и о способах его выражения;
? способствовать расширению знаний о конструктивных замещающих реакциях
? способствовать формированию образа «Я» в будущем.
2) Развивающие: 
? содействовать развитию активности воспитанников через создание ситуаций успеха; 
? развивать любознательность воспитанников, познавательный интерес, все виды психических процессов, творческих способностей.
? Развивать умение  сотрудничать.
3) Воспитательные: 
? прививать уважительное отношение к окружающим людям
? воспитывать  терпимость, собранность, целеустремленность;
? Учить находить хорошее в каждом, быть терпимым к недостаткам других 


Оборудование: 
? мультимедийная установка;
? карточки со словами: драка, ужас, обида, ссора, радость, смех, слёзы, крик, ругательства, боль, улыбка, дружба, сотрудничество. 
? магнитная доска;
? разрезные картинки «Эмоции»;
? краски, кисти, листы для рисования по числу присутствующих;
1. Презентация
2.Секундомер.
3. Экран
4.мультимедийная установка 
5. Выписка, что такое гнев.  
6. Алгоритм  «Я - сообщение» для игры в парах.
7. Плакат с советами против гнева.
8. Магнитофон
9. Музыка для релаксации.

Структурные элементы занятия
1.Организационный момент
2.Создание проблемной ситуации
3.Актуализация опорных знаний
4.Формирование новых знаний
5. Закрепление 
6. Формирование будущего образа «Я»
7. Итог занятия
Мотивационно-ориентированный аспект занятия:
? Обеспечила мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой воспитанников к работе на занятии. Педагогический приём: невербальный контакт.
? Мной были точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры занятия. Они стали личностно значимыми для воспитанников.  Моя деятельность была нацелена на развитие индивидуальности воспитанников, на формирование их способности к самопознанию: мотивировала к познанию способов как можно победить чувство гнева.
Содержательный аспект:
Мной были определены групповые и индивидуальные познавательные возможности воспитанников, была установлена взаимосвязь материала занятия с субъектным опытом ребёнка. Младший и средний школьный  возраст – сенситивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные. 
Человеколюбие, терпимость и умение понять чувства другого человека  являются определяющими качествами  развития личности, без них не мыслимо дальнейшее сосуществование в социуме. Изучаемое стало интересным и значимым для воспитанников.
? Пыталась сформировать системное представление воспитанников об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное: подчеркивая каждый раз общественную значимость собственного поведения и связь выбора конструктивного поведения с умениями и интересами ребенка. 
? Очевидна практическая направленность материала занятия. Расширила знания детей о связи понятий 
Организационный аспект:
? Применялись диалоговые формы общения в ходе занятия. 
? Создавалась на занятии ситуация успеха для каждого воспитанника. 
? Были  созданы на занятии условия для проявления самостоятельности воспитанников.  
? Технологические приёмы и методы соответствовали содержанию изучаемого на занятии материала. 
Оценочно-результативный аспект:
Моя оценочно-аналитическая деятельность способствовала формированию положительной Я-концепции личности воспитанников, выработке у каждого индивидуального стиля познания, развития словесно-логического мышления, которое предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения.

 
Литература:
Гин С. И. «Мир человека». Пособие для учителя начальной школы.
Издательство «Вита-Пресс» Москва 2003 год 

Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе».
Издательство «Творческий дом  сфера» Москва 1998 год

Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия». 
Издательство «Аркти» Москва  2006 год 

Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» часть 1.
Издательство «Генезис» Москва 2000 год 







Ход занятия.
Алан Милн
Королевская считалка ( в сокращении)
Встарь в одной стране восточной
(где – я не припомню точно)
жил король, на память знавший
замечательный стишок.
Если день случался грустный, 
или ужин был невкусный, 
или нужно было выпить 
очень горький порошок;
если он грозы пугался,
в тронной речи ошибался 
или больно ушибался,
поскользнувшись на катке;
если он пыхтел от злости,
что опаздывают гости,
или попадались кости 
в королевском пирожке,
и когда стреляло в ухе, 
и когда кусали мухи,
и даров никто не вёз, -
чтоб забыть про огорченье,
и повысить настроенье, 
он шептал под нос:
- Шестью шесть – тридцать шесть,
разделить на восемь,
два в остатке, три в уме,
единицу сносим,
шесть прибавить,
семь отнять,
что же получаем?
Пятью пять – 
двадцать пять
и ватрушку с чаем!
- Кто сумеет разгадать, зачем король шептал себе под нос эти примеры?На какую тему мы с вами сегодня поговорим?





Сегодняшнее занятие мне хочется посвятить теме «Гнев, и как с  ним справляться». 
Я вам предлагаю для начала такую игру.
1.) На ковре вразброс лежат карточки со словами: драка, ужас, обида, ссора, радость, смех, слёзы, крик, ругательства, боль, улыбка, дружба, сотрудничество.
Прочтите слова на карточках и назовите только те, которые вызывают у вас ассоциации со словами гнев и злость.
В каких ситуациях может злиться человек? (Если его обидели, или он чем-то расстроен, или у него плохое настроение, может быть у него что-то болит) 
 На что похожа злость в человеке? (На вулкан, на молнию, на дикое животное)
А вам приходилось когда-нибудь злиться?
Что вы чувствовали в этот момент?
Что хотелось сделать?
Кто из вас может объяснить, что же такое гнев?
Обратимся за помощью к толковому словарю.
Гнев – это чувство сильного возмущения, негодования.
Как вы считаете, что-то позитивное есть в этом чувстве? Что именно?
Психологи поясняют это чувство вот как:
Гнев – это естественная реакция человека, сигнализирующая о том, что возникло препятствие. Это чувство побуждает человека к преодолению препятствия, изменению ситуации, помогает заглушить или разрядить душевную боль, или неприятные ощущения. Гнев выражается в стремлении применить насильственные действия, в угрозах, в оскорблениях. Не всегда мы умеем правильно выразить свои чувства.

2.) Упражнение с пиктограммами «Изобрази эмоцию».
(Время проведения 5 минут.)
Игра нацелена на умение распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей.
Очень часто ссоры между людьми возникают из-за недопонимания. Сейчас я предлагаю вам игру, которая поможет вам научиться понимать настроение другого человека и выражать эмоции самому. 
Дети получают конверты с различными эмоциональными разрезными профилями. Их задача, сложить картинку и угадать, какая эмоция изображена, чтобы в последствии изобразить её на публике. 
Возьмите конверты с заданиями, разойдитесь по разным углам и соберите пиктограмму. Запомните её. После соберёмся снова в круг.
Далее игра идёт как «Зеркало». 
А теперь изобразите настроение, которое вы увидели в пиктограмме, чтобы остальные поняли. Дети встают в круг и по очереди изображают, как в зеркале эмоции  друг друга, называя их.
Анализ упражнения:
-Легко ли было выполнять это задание?
-Насколько трудно было угадать, что за эмоцию хочет изобразить автор?
-Понравилось ли вам изображать эмоции?
-Как вы считаете, насколько важно уметь читать по лицам?
Как вы думаете, достаточно ли уметь правильно выражать свои эмоции, и читать эмоции по лицам людей, чтобы избежать конфликта?
 Какими качествами должен обладать человек, чтобы уметь выходить из сложной ситуации?  (Терпимостью, пониманием, дружелюбием)
Некоторые, вступая в спор, считают, что спор можно решить только с помощью силы.
 
3.) Рассказ  К. Ушинского «Ветер и Солнце» поможет вам сделать очень важный вывод. (Время проведения 3 минуты.)

«Однажды Солнце и сердитый Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал  - и начал дуть,  что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.  Ветер  сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер  и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил  Солнце, сам снял плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли,  сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, …

- Как вы считаете, что сказало Солнце Ветру напоследок? В чём мораль этого произведения?  (Предположения детей)

А ответило оно ему:
 - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом».

4.)Сейчас я предлагаю вам необычное рисование: при помощи красок и кисти изобразите гнев, но рисуя его цветными кляксами.
(Время проведения 5 минут.)
Анализ упражнения:
- Что ты чувствовал во время рисования?
-Почему ты использовал именно эту цветовую гамму?
Из ваших рисунков можно понять, кто на данный момент наиболее напряжён. Применим к нему первую игру, которая поможет ему снова стать весёлым и бодрым. 
Игра «Цветной дождь».
Игрок встаёт в центр, а все ребята вокруг него. Опусти спокойно руки и закрой глаза. А вы посмотрите на него и представьте, как на него падает дождь из сотен  и даже тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают, подобно большим снежинкам или крупным-крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, колокольчики, пионы, незабудки, фиалки, тюльпаны, львиный зев.  Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как сильно пахнут эти цветы.
Самое важное хорошо представить себе эту картинку и подарить их с любовью, с теплотой.  И тогда, быть может, игрок тоже сможет почувствовать это: увидеть красоту цветов, ощутить источаемый ими аромат. (30-60 секунд)
Необходимо следить за выражением лица игрока и время от времени стимулировать процесс игры замечаниями типа:
«Мне кажется, мы ещё можем добавить цветов. Пусть они падают медленно-медленно, чтобы игрок успел им нарадоваться».
«Мне кажется, вы всё очень здорово делаете, и игрок может полностью насладиться вашими цветами».
«Достаточно ли тебе цветов?»
«А теперь вы можете остановить цветочный дождь, и игрок может выкарабкаться из цветочного сугроба»
Анализ упражнения:
-Насколько у вас улучшилось настроение?
- Что испытали?
- Сумели ли представить то, что описывалось? Как это выглядело?

5.) Человек, который не в состоянии справиться со злыми чувствами, сам нуждается в помощи, потому что в порыве злобы часто не думает о своих словах и поступках, за которые потом ему самому станет стыдно, но признаться в этом сложно. Как ему помочь?
Мы все когда-то были в такой ситуации и испытывали такие чувства. Давайте поучимся разрешать эти довольно сложные ситуации. Есть очень интересное упражнение, давайте его с вами разучим.
Распределитесь по парам:
Итак, глядя  на партнёра, скажите:
Я вижу, что ты расстроен?
-Чувствую, что ты сердишься.
-Я тоже переживала из-за того, что произошло.
- Понимаю, что ты испытываешь
- Я совсем не хотел(а) тебя обидеть.
- Извини(те) меня, пожалуйста, я очень был(а) расстроен(а).
-Извини(те), пожалуйста, я погорячился(лась).
Постарайтесь быть наиболее искренним, чтобы получить пользу от этого упражнения
Зрителей я попрошу не шуметь в этот момент, упражнение довольно сложное.
(Время проведения 2 минуты.)
6.) Помочь  человеку справиться с собой в сложной ситуации и улучшить настроение  и обрести спокойствие может умение правильно «вдыхать» и «выдыхать». Зрители могут выполнять это упражнение вместе с нами.
Упражнение «Воздушный шар».
1. Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните лёгкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из лёгких.
2. Не торопясь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.
3. Медленно вдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
4. Сделайте паузу и сосчитайте до 5.
5. снова вдохните и наполните лёгкие воздухом. Задержите его, считая что каждое лёгкое – надутый шарик.
6. Выдохните. Почувствуйте, как тёплый воздух проходит через лёгкие, горло, рот. Оно наполняет всё наше тело, растекается по нему. Мы дышим глубоко и спокойно, избавляемся от всех тревожных мыслей.
7. Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а все напряжение пропало.
Это упражнение успокаивает нервную систему, гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им. (Время проведения 1 минута.)

7.) Ну и в заключении занятия хочется узнать, какие бы вы дали секретные советы, как избавиться от гнева.
(Предложения детей)
Я тоже приготовила вам советы.
Дети читают советы с плаката, по одному каждый.
1.Если ты чувствуешь, что совершил что-то нехорошее и не можешь сразу честно об этом сказать, то вырази свои чувства в своём дневнике, в котором ты можешь записывать свои самые сокровенные мысли. 
2. Умей признать свою вину или ошибку и постарайся её исправить: извинись за совершённое необдуманное действие, утешь обиженного.
3. Если ты разгневан, то лучше ударь по подушке, или по боксёрской груше, и ты почувствуешь облегчение.
4.Можно мысленно представляя себе противника высказать «всё, что ты думаешь», или написать письмо и пусть оно останется неотправленным.
5.В каждой тревожной  и печальной ситуации  пытайтесь уловить юмористические нотки, посмотрите на себя со стороны.
6.Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
(Время проведения 4 минуты).
А сейчас я хочу вас спросить, что понравилось вам ? Что вы возьмёте для себя? Может быть кто-то открыл для себя что-то новое, или сумел почувствовать в себе что-то такое, чего раньше не ощущал?
На сегодня всё, я желаю вам  не ссориться и быть в мире с самим собой и с другими.

Категория: Мои файлы | Добавил: Елена
Просмотров: 2844 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz